Непрерывное образование

Инженер формируется в школе

№ 3, 2011

Более двухсот участников собрала IV Республиканская научно-методическая конференция «Новая модель непрерывного политехнического образования: проблемы преемственности содержания и методов обучения в школе и вузе», организованная Институтом развития непрерывного образования КГТУ и прошедшая в вузе 24 марта.

Школьные педагоги, руководители органов управления образованием, преподаватели ссузов и вузов со всего Татарстана обсудили вопросы реформирования среднего и высшего образования, проблемы профильного обучения, мотивации школьников к качественному усвоению предметов естественно-научного профиля и многое другое. «Если школа и вуз сегодня не будут активно взаимодействовать, - подчеркнул в своем приветствии ректор КГТУ Герман Дьяконов, - лучшие ребята будут уезжать из Татарстана и России, и мы их просто потеряем».

«Сегодня вузы поставили в особые условия уменьшения общеобразовательной нагрузки, перехода к специализации обучения, - обратилась к аудитории проректор Любовь Овсиенко. – Кроме того, происходит усложнение содержания учебной программы. Эти процессы непросто ложатся на российскую почву, ведь у нас, в отличие от западных стран, нет колледжей, в которых учащимся даётся понимание того, что требует высшая школа, формируются базовые навыки обучения, социализация личности.

Есть и ещё одна проблема, – продолжила проректор. – Молодёжь сегодня получает огромное количество информации из разных источников, и порой это не самая полезная информация. Наша задача – регулировать её поток, направлять студентов и школьников в нужное русло».

Представители школ и университета сверили свои позиции, заострив внимание на проблемах обучения химии, физики, математики и других «естественных» предметов, на необходимости стимулирования научно-технического творчества и познавательной активности школьников. Говоря о преемственности содержания и методов обучения в школе и вузе, коллеги не раз отмечали новые эффективные формы работы по поддержке одаренных детей, успешно используемые КГТУ, к которой у нас привлекаются лучшие научно-педагогические кадры.

В свою очередь, учителя предложили новые экспериментальные формы профильного обучения в 10-11 классах. Например, директор казанской гимназии № 90 Гульсина Закирзянова предложила вести обучение внутри класса в малых группах по индивидуальным образовательным траекториям.

О новых образовательных стандартах, мировых тенденциях развития высшего образования за рубежом, образовательной политике России и миссии новых российских университетов рассказала учителям директор Института управления, экономики и социальных технологий КГТУ Раушания Зинурова.

«Реформировать образование необходимо последовательно, учитывая его особенности в нашей стране, - отметила заместитель начальника Казанского городского отдела образования Валентина Афонская. – При этом, стараясь сделать учебный процесс занимательным, необходимо не увлекаться, ведь учащийся должен относиться к предмету серьёзно, помнить, что учёба – это, в первую очередь, тяжёлый труд». С тем, что в этом и состоит ядро философии образования, согласился завкафедрой философии КГТУ профессор Владимир Курашов, подчеркнув мысль о том, что «инженер, по сути, формируется в школе, и почти забытое сегодня движение «юных техников» надо возродить. Компьютеры и новые технологии не заменят моделирование, конструирование своими руками».

Коллеги подчеркнули важность предпрофильной подготовки школьников к изучению химии, физики и других важных, но трудных предметов, начиная с восьмого и даже седьмого класса. Этого требует и реальная экономика: в нефтехимической отрасли Татарстана в ближайшие годы появится более 16 тысяч рабочих мест. А чтобы химия в школе, несмотря на небольшое количество часов, не сдавала своих позиций и стала для школьников понятным и любимым предметом, нужно, как заметила старший преподаватель Института развития образования РТ (и сама учитель химии) Лилия Закирзянова, повышать профессиональное мастерство учителей, творчески перестраивать структуру курса, отбирать материал, связанный с жизнью, шире вводить в обучение опытно-демонстрационный эксперимент, сделать обучение личностно ориентированным. И, конечно, активно сотрудничать с вузом.

«Естественнонаучное образование – это основа мировоззрения человека, - подчеркнула педагог, – и поэтому сегодня необходимо менять подходы к химическому образованию, рассматривая химию как важный элемент экономики и общечеловеческой деятельности, преодолевать свойственную современному обществу «химиофобию», вырабатывать у школьников критическое отношение к обывательской информации, расширять межпредметные связи химии и физики, математики, биологии и других предметов».

Более ста докладов прозвучало в этот день во время работы шести секций конференции. Педагоги разделились по профильным предметам преподавания. Успешно работали также секции гуманитарных дисциплин и дополнительного образования.

«Все эти проблемы можно преодолеть сегодня общими усилиями школы и вуза, – подвела итог обсуждению проректор по непрерывному образованию Любовь Овсиенко. - Только в единстве личностного и профессионального мы получим того студента, о котором мечтаем, и того гражданина, который должен выйти из вуза, жить и работать в современном быстро меняющемся обществе».

Алла Кайбияйнен

Источник: Пресс-центр